государственное автономное учреждение
здравоохранения Нижегородской области
Областная стоматологическая
поликлиника
Меню сайта

Cтоматологическая помощь детям с расстройствами аутистического спектра


Аутизм или расстройство аутистического спектра — это особый способ человеческого существования, вызванный аномалиями в функционировании мозга и нервной системы. Число людей, страдающих такими расстройствами, с каждым годом неуклонно растет. В настоящее время наблюдается тенденция к росту количества людей с РАС. В Нижегородской области официально зарегистрировано свыше 1000 детей с расстройствами аутистического спектра.

Стоматологическая заболеваемость у детей с РАС имеет тенденцию к росту и достигает 97 %.


Оказывая стоматологическую помощь и реализуя профилактические программы, необходимо учитывать, что ребенку с расстройствами аутистического спектра легче дается обработка зрительной информации чем вербальной, они чаще воспринимают окружающий мир через тактильные ощущения, отсутствует любознательность к окружающей среде.

Поведенческие реакции требуют дополнительного периода адаптации в условиях стоматологического кабинета, что увеличивает сроки стоматологической санации.

Если невозможно установить необходимый контакт с пациентом, то оказание стоматологической помощи ребенку с РАС осуществляется в условиях общего обезболивания. Также важной задачей является помощь родителям в обучении детей базовым навыкам самообслуживания и подготовки ребенка к посещению стоматолога с использованием научно обоснованных психолого-педагогических подходов.

Рекомендации для родителей детей с РАС

1. Детям с РАС необходимо использовать зубные пасты и реминерализирующие средства с одинаковыми вкусовыми вариациями и приятной консистенцией с учетов вкусовых особенностей, которые будут восприниматься ребенком как вкусовой подкрепитель (паста Cyraprox Be you, кальцийсодержащий гель Tooth Mousse, фторсодержащий гель APFGEL).
2. В качестве средств гигиены использовать яркую электрическую зубную щетку с изображением любимого мультипликационного персонажа, которая будет восприниматься как новая игрушка, и одновременно эмитирует звук стоматологического наконечника.
3. Необходимо обучение родителей индивидуальной контролируемой чистке зубов детей с РАС на модели ребенок-родитель.

Рекомендации для врачей-стоматологов

1. Детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо использовать шкалу тревожности Франкля для получения информации об уровне адаптации ребенка к стрессовым факторам и способности к стоматологическому лечению.
2. При наличии у ребенка с РАС негативного отношения к общению со стоматологом (3 - 4 группа по шкале Франкля) необходимо использовать разработанный нами способ подготовки к стоматологическому лечению, который включает: анкетирование родителей для определения коммуникации ребёнка и три этапа, направленные на формирование навыка удержания рта открытым по команде стоматолога и адаптацию к свету и звуку стоматологической техники. Каждый этап рассчитан на 7 дней и завершается визитом к врачу-стоматологу.
3. Стоматологическое обследование детей с аутизмом должен проводить один и тот же врач, один и тот же ассистент в одном и том же кабинете в одно и тоже время суток.

В Нижегородской области реализуется Концепция комплексного сопровождения людей с расстройством аутистического спектра. В нашем регионе проблеме «особенного» детства уделяется большое внимание и оказывается адресная помощь каждой семье. Часто родители задаются вопросом, где можно получить квалифицированную стоматологическую помощь для своего ребенка.

На кафедре стоматологии ФДПО Приволжского медуниверситета впервые разработан цикл для обучения врачей-стоматологов способу психоэмоциональной подготовки к стоматологическому лечению детей с расстройствами аутистического спектра, основанный на формировании и закреплении приобретенного навыка при ежедневном его моделировании с использованием методики эффективного подкрепления.

Впервые представлен способ профилактики стоматологических заболеваний у детей с расстройствами аутистического спектра с учетом психоэмоционального статуса, уровня стоматологического здоровья и показателей местного иммунитета полости рта. (Патент на изобретение № 62718273 от 01. 04. 20, бюллетень № 10 «Способ профилактики стоматологических заболеваний у детей с РАС».


Впервые восемь детских стоматологов Областной стоматологической поликлиники прошли тематическое усовершенствование на кафедре стоматологии ФДПО ПИМУ.

Приём пациентов с ограниченными возможностями здоровья

1. В консультативно-диагностическом отделении Института педиатрии ПИМУ: Нижний Новгород, ул.Семашко, 22.
Запись по телефонам: +7(831)422-13-85 (многоканальный), +7(831)436-60-45, +7(831)419-27-44.

2. В ГАУЗ НО «Областная стоматологическая поликлиника»:
Автозаводский филиал №2 (пер. Моторный, 2), +7(831)297-50-60;
Канавинский филиал (ул. Июльских дней, 20б), +7(831)245-01-65
Кстовский филиал (г.Кстово, 2-ой мкр, 10), +7(83145)7-70-32
Ленинский филиал (ул. Космонавта Комарова, 19), +7(831)258-14-78
Московский филиал (ул. Гвардейцев, 11), +7(831)224-68-00
Нижегородский филиал №2 (ул. Б.Покровская, 40), +7(831) 433-35-85
Приокский филиал (ул. Маршала Жукова, 1), +7(831)462-70-75
Сормовский филиал №2 (ул. Свободы, 38), +7(831) 273-19-25

Запись по телефону контакт-центра +7(831) 422-12-42 или оставить заявку на сайте oblstomat.ru

3. ГБУЗ НО «Нижегородская областная детская клиническая больница» (отделение челюстно-лицевой хирургии) по направлению детских стоматологов филиалов ГАУЗ НО «ОСП» по медицинским показаниям по адресу:
Нижний Новгород, ул. Ванеева, 211. Запись по телефону: +7(831) 467-12-60; +7(831) 467-14-14; +7(831) 467-14-34

Алгоритм подготовительной беседы, которую лучше всего воспримет особенный ребенок

1. Меня зовут ___, мне ___лет;
2. ___(дата) я с ___(сопровождающий) пойду в поликлинику к врачу, который называется стоматолог;
3. Стоматолог умеет проверять здоровы ли мои зубки, а еще умеет лечить больные зубки;
4. Мы с ___ посидим в комнате ожидания, там я буду ___(вписать занятие – рисовать, играть и т.д.);
5. Потом подойдет наша очередь, и я с ___ смогу зайти в кабинет;
6. В кабинете я сяду (лягу) в специальное кресло, открою рот, а врач осмотрит мои зубки;
7. Если врач увидит больные зубки – он их полечит специальной машинкой, которая жужжит, но это не страшно, ведь лечение – это хорошо для меня;
8. Когда лечение будет закончено, я смогу закрыть рот и встать с кресла;
9. Мы с ___ выйдем из кабинета, покинем поликлинику и пойдем домой;
10. Дома я буду ___(вписать занятие);