Новости Нижегородской стоматологии

Приём логопеда в Областной стоматологии

Логопедия является педагогической наукой, но при этом она тесно связана с медициной. Без этой связи невозможным было бы определение дефектов и их качественное преодоление.

Наиболее тесная связь логопедии и стоматологии. Достаточно часто патология речи может возникнуть в результате повреждений частей речевого аппарата.


Отдел артикуляции речевого аппарата расположен в полости носоглотки и рта. Основные органы артикуляции - губы, язык, зубы, твердое и мягкое небо, нижняя и верхняя челюсти. Наиболее активным и подвижным артикуляционным органом является язык. В ротовой полости он может занимать разнообразные положения, сближаясь или полностью смыкаясь с теми органами артикуляции, которые менее подвижны. Именно это способствует образованию конкретных звуков, речи придается членораздельность. Нормальная артикуляция речи затрудняется не только при дефектах в строении зубов и челюстей, а также при недостаточной подвижности языка. При наличии дефектов в строении мягкого и твердого неба нарушается нормальное взаимодействие носового и ротового резонаторов, из-за этого не только нарушается звукопроизношение, но и возникают расстройства голосовой функции.

Для преодоления данных дефектов нужно взаимодействие таких специалистов, как врач ортодонт и логопед. Например: короткая уздечка языка создаёт трудности в звукообразовании и речи ребенка; межзубный сигматизм можно эффективно преодолеть исправлением открытого прикуса; проблема инфантильного языка исправляется использованием ортодонтических пластинок с защиткой для языка и комплексом миогимнастических и артикуляционных упражнений и т.д.

Следует обратиться к логопеду, если:
  • У ребенка неправильное дыхание (дыхание ртом, набор воздуха в лёгкие на середине фразы, не хватает длины выдоха на фразу и т.д.);
  • Проблемы с жеванием и глотанием (Инфантильный тип глотания, дистальный язык, гипотонус языка);
  • Замена, искажение или отсутствие звуков в речи ребенка (межзубный сигматизм, замена звуков родного языка на схожие по звучанию, билингвизм, пропуск звуков или слогов в слове и т.д.)

Для преодоления речевых недостатков на занятиях используются:
  • Миогимнастические упражнения для исправления инфантильного глотания;
  • Комплекс упражнений для растяжения уздечки языка;
  • Комплекс упражнений после пластики уздечки языка для закрепления результата и нормализации подвижности языка;
  • Дыхательная гимнастика для нормализации функции дыхания;
  • Артикуляционная гимнастика для подготовки речевого аппарата к постановке звуков;
  • Постановка, автоматизация и дифференциация звуков.